Доктор Кто 15 сезон 5 серия
История и двигатель
В сезоне, насыщенном амбициозными и смелыми эпизодами, «История и механизм» выделяется как, пожалуй, самый дерзкий из них. Написанный Инуа Элламсом и поставленный Макеллой Макферсон, этот эпизод, действие которого разворачивается в Нигерии, представляет собой поэтичную, визуально потрясающую медитацию на тему сторителлинга, идентичности и силы мифа. Он кажется абсолютно уникальным за 62-летнюю историю «Доктора Кто» и при этом удивительно органичным для шоу.
Элламс — нигерийский поэт, драматург, сотрудничавший с Королевской шекспировской компанией и Королевским национальным театром, а также участник программы The Complete Works, рекомендованный Нкути Гатвой. Его театральный бэкграунд ощущается в каждом кадре. Это не просто первая африканская история в «Докторе Кто» — это мастер-класс того, как шоу может сохранять свою изначальную просветительскую миссию, создавая при этом нечто совершенно новое.
Тунде Адебайо (Джордан Адене), Доктор (Нкути Гатва), Рашид Абубакар (Стефан Адегбола), Омо Акийеми (Суле Ри́ми) – BBC Studios/Bad Wolf/James Pardon
Парикмахерская, разрывающая время и пространство
Действие эпизода переносит Доктора (Нкути Гатва) и Белинду (Варада Сету) в Лагос, Нигерия, 2019 год, где Доктор навещает своего старого друга Омо (Суле Ри́ми), владельца парикмахерской, которая таит в себе нечто большее. Когда они обнаруживают, что люди начинают исчезать — попадая в ловушку загадочного Барбера (блистательно сыгранного Арийоном Бакаре) — Доктор оказывается в паутине, буквально простирающейся сквозь измерения. Парикмахерская находится не только в Лагосе — она расположена на спине гигантского механического паука, ползущего сквозь космос и питающегося историями, вытянутыми из своих невольных клиентов.
Лучший час Гатвы
Гатва демонстрирует одну из своих сильнейших игр в роли Доктора, особенно в сценах, где исследуется его опыт как чернокожего мужчины в разных уголках мира. В отличие от предыдущих эпизодов сезона, где расизм подавался через конфронтацию, здесь мы видим, как Доктор находит принятие и общность в Лагосе. Радость в его взаимодействиях — приветствие торговцев на рынке как родных, момент, когда он садится в кресло Омо для стрижки — создает красивый контраст с такими эпизодами, как «Точка и пузырь», где его чернокожесть делала его мишенью.
Мифы, боги и шестисловные истории
Недавний фокус шоу на мифах, полубогах и пантеонах получает здесь самое изощренное воплощение. Барбер оказывается бывшим слугой богов историй из разных культур — Ананси, Диониса, Локи (одновременно отсылка к Marvel и Disney), Бастет — и замышляет месть, которая разорвет связь человечества с этими мифическими фигурами. Эта концепция идеально вписывается в видение Расселла Т. Дэвиса, сохраняя при этом научно-фантастическую основу «Доктора Кто» благодаря механическому пауку, «двигателям историй» и межпространственным барьерам.
Кульминация строится на силе шестисловных историй, отсылая к знаменитому примеру Хемингуэя: «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Но это также перекликается с «Рождественским вторжением», где Доктор в исполнении Дэвида Теннанта сверг премьер-министра Харриет Джонс шестью словами: «Вам не кажется, что она устала?» Здесь Доктор Гатвы побеждает Барбера своей собственной шестисловной историей:
Это идеально закольцованное решение для истории о историях — двигатель перегружается бесконечным нарративом Доктора.
Возвращение Беглого Доктора
Джо Мартин возвращается в роли Беглого Доктора, правда, ненадолго, в сцене, которая наконец проливает свет на её загадочную связь с нынешней инкарнацией. Открывается, что она когда-то встречалась с Абеной (Мишель Асанте), дочерью Ананси, что добавляет глубины обоим персонажам и при этом не нарушает загадку, которую представляет собой Беглый Доктор. Любопытно, что её воспоминания всплывают, хотя Доктор не помнит свою регенерацию всего несколькими минутами ранее. Остается неясным, важно ли это для финала сезона или просто очередная причуда Доктора.
Но настоящий праздник истории Доктора происходит, когда он подключает себя к «двигателю историй». В сцене, которая заставит фанатов и прослезиться, и ликовать, мы видим монтаж всех предыдущих Докторов — начиная с Патрика Тротона, Джона Пертви, Кристофера Экклстона и Дэвида Теннанта, затем Питер Капальди, Джоди Уиттакер, Мэтт Смит, Том Бейкер, Пол Макганн, Уильям Хартнелл, Питер Дэвисон и Колин Бейкер — все они живут внутри нарратива Пятнадцатого Доктора.
Это момент, который признает вклад каждой инкарнации в постоянно расширяющуюся мифологию персонажа.
Визуальная поэзия в движении
Визуально эпизод роскошен. Волшебное зеркало в парикмахерской, показывающее истории в реальном времени, создает великолепные анимированные сцены, придающие всему происходящему сказочную атмосферу. Режиссер Макалла Макферсон выжимает максимум из ограниченного пространства, делая парикмахерскую одновременно уютной и клаустрофобной.
Недостаток времени
При всей своей амбициозности эпизод иногда не справляется с собственным размахом. Сложность концепции механического паука, переплетения историй, лабиринта, выстриженного в волосах Доктора — все эти идеи заслуживали бы больше экранного времени. Эпизоду явно не хватает 75 минут вместо стандартных 45. Достаточно долго ставки кажутся абстрактными, и хотя клиенты парикмахерской дают отличные характеры, их истории могли бы быть раскрыты глубже.
Это особенно заметно, учитывая, что Элламс написал приквел от лица Омо — трогательную историю о его детской встрече с Доктором, объясняющую их дружбу. Включение элементов этой предыстории могло бы помочь зрителю лучше понять странные концепции эпизода.
(Кстати — прочтите приквел о том, как Омо и Доктор познакомились много лет назад. Он доступен на сайте BBC’s Doctor Who.)
Белинда остается в тени
Говоря о недораскрытых моментах, это «эпизод с минимумом Белинды» — Варада Сету проводит большую часть времени отдельно от Доктора. Вместо неё роль «напарников» исполняют клиенты парикмахерской, предлагая общность и контекст, пока Доктор разбирается с этой странной ситуацией. Это работает, но Белинда кажется недоиспользованной.
Одна восхитительная деталь: миссис Флад ненадолго появляется, когда Белинда заходит за лекарством, продолжая тайны этого сезона. Эти маленькие ниточки накапливаются, намекая, что к финалу сезона нас ждет что-то грандиозное. (Всё ещё надеюсь на Возвращение Рани.)
Второй сезон находит свой голос
Второй сезон явно набирает обороты. От «Революции роботов» до «Счастливого дня» и теперь вот этого — каждый эпизод привносит что-то по-настоящему свежее. Правда, не хватает более длинных сезонов — восемь эпизодов всё ещё кажутся сжатыми по сравнению с прошлыми годами. Такие истории, как эта, заслуживают больше экранного времени, и уже понятно, что «История и механизм» требует повторного просмотра, чтобы оценить все его слои.
Итог
Элламс создал нечто удивительное — историю об историях, которая прославляет Африку, исследует меняющиеся отношения Доктора с собственной идентичностью и открывает для шоу новые территории. Эпизод не идеален, но он амбициозен, искренен и визуально великолепен. Главное — он чувствуется как «Доктор Кто», осваивающий новые горизонты, оставаясь при себе. В истории о бесконечных нарративах это, пожалуй, главное достижение.
«История и механизм» — это эпизод, который столько же поэма, сколько приключение. Он доказывает, на что способно шоу, когда принимает и прошлое, и будущее.