Обзор серии Доктор Кто: Революция Далеков
После шокирующих событий Вечных детей, где Доктор узнала правду о своём прошлом, а Джудуны её арестовали, оставив Команду на Земле, «Революция Далеков» стала специальным новогодним эпизодом 2021 года. Далеки, возвращение капитана Джека, уход Грэма и Райана — в этом эпизоде хватает событий, чтобы разобрать их по полочкам. Погрузимся в обзор!
Доктор: триумф Джоди Уиттакер
В двенадцатом сезоне Тринадцатый Доктор окончательно раскрылась, и в «Революции Далеков» Джоди Уиттакер выдаёт, пожалуй, свою лучшую игру. Её радость от встречи с Джеком, гнев на Далеков и боль от прощания с Райаном и Грэмом показывают, как уверенно актриса освоилась в роли. Никакой скованности, как в одиннадцатом сезоне, — Доктор здесь многогранна и убедительна.
Но вот тюремная линия Доктора, упомянутая вскользь в разговорах с Джеком и Райаном, оставляет вопросы. Психологические последствия заключения почти не раскрыты. Зачем вообще понадобилось сажать Доктора в тюрьму, если её так быстро освобождают? Возможно, стоило оставить её за решёткой подольше, дав Команде шанс самостоятельно разобраться с Далеками. Это могло бы усилить как сюжет Доктора, так и роль её спутников.
Ещё один минус — недостаток прямых столкновений Доктора с Далеками. В «Резолюции» её противостояние с Далеком-разведчиком было одним из лучших моментов, но здесь, кроме короткого диалога с Далеком-Лео и пары голографических встреч с летающими Далеками, ничего значимого нет. Новые чёрные Далеки вообще обошли Доктора стороной, что кажется упущенной возможностью.
Команда: прощание с Грэмом и Райаном
Брэдли Уолш (Грэм), Мандип Гилл (Яз) и Тосин Коул (Райан) в последний раз появляются как Команда ТАРДИС, и сценарий в целом справляется с их историей. Мандип Гилл выдаёт лучшую игру из трио, передавая боль Яз от разлуки с Доктором. Её переживания в царстве Касавинов в «Шпионопаде», откровения о ментальном здоровье в «Слышишь ли ты меня?» и эмоциональная встреча с Доктором в этом эпизоде превращают Яз из самого слабого спутника в яркого и глубокого персонажа. Учитывая, что она остаётся в тринадцатом сезоне, ждём продолжения её развития.
Тосин Коул тоже впечатляет в финале Райана. Разговор с Доктором в Осаке — один из лучших моментов эпизода, показывающий, как сильно Райан изменился с «Женщины, упавшей на Землю». Его сдержанная, но убедительная игра делает решение покинуть ТАРДИС логичным, особенно после намёков в «Слышишь ли ты меня?». Хоть Райан и остаётся наименее любимым членом Команды, игра Коула и сценарий Чибнелла в этом эпизоде заставляют взглянуть на него иначе.
Но уход Райана мог быть лучше проработан. Прошлогодние «Сирота 55» и «Слышишь ли ты меня?» заложили основу для его решения остаться на Земле, но хотелось бы увидеть, как он возвращается к обычной жизни — работе, друзьям, дому. Вместо этого всё свелось к одному диалогу с Доктором, который, хоть и хорошо написан, нарушает принцип «показывай, а не рассказывай».
Брэдли Уолшу, к сожалению, досталась слабая партия. Его игра, как всегда, на высоте, но в «Революции» у Грэма нет по-настоящему значимых сцен. Хотелось бы чего-то вроде его душевного разговора с Яз в «Вечных детях» или прощания с Премом в «Демонах Пенджаба». Финальная сцена с Райаном трогает до слёз, но этого мало для прощания с таким ярким персонажем.
Возвращение Джека Харкнесса
Джон Барроумэн вернулся в роли капитана Джека после камео в «Беглеце Джудунов», и его появление в «Революции Далеков» не разочаровывает. Он словно и не покидал роль, легко возвращаясь к образу Джека. Его динамика с Тринадцатым Доктором интригует, хоть и не раскрыта полностью. Момент, где он вызволяет Доктора из тюрьмы, заставляет вскинуть кулак в воздух, а разговор с Яз — один из эмоциональных пиков эпизода.
Но Джек, увы, не получил достаточно экранного времени. Кроме двух ярких сцен, он почти не влияет на сюжет. Его прощание с Доктором по телефону кажется наспех добавленным. Учитывая, что Доктор узнала о пропущенных годах своей жизни, можно было связать это с потерянными годами Джека в Агентстве Времени. Или показать его страх перед Далеками, как в «Украденной Земле». Упоминание о его первой смерти и Роуз Тайлер радует, но этого мало. Надеемся, Джек ещё вернётся, возможно, в тринадцатом сезоне.
Гостевые персонажи
Крис Нот возвращается в роли Джека Робертсона из «Пауков в Великобритании». Тогда его персонаж, явная сатира на Дональда Трампа, был слишком карикатурным, но в «Революции» Чибнелл исправляет это. Нот играет сдержаннее, и Робертсон воспринимается как более реалистичный персонаж. Его роль предсказуема, но удивляет, что его не убили к финалу. Возможно, он ещё появится.
Харриет Уолтерс (премьер-министр Джо Паттерсон) и Натан Стюарт-Джарретт (техногуру Лео Ругаззи) тоже хороши, но их ранняя гибель разочаровывает. Особенно жаль Паттерсон — её слоган «стабильность и безопасность» явно отсылает к Терезе Мэй, и с ней можно было сделать больше сатиры.
Далеки: сильные и слабые стороны
Эпизод с Далеками вызывает смешанные чувства. С одной стороны, новый дизайн Далеков, возвращение бронзовых классиков, множество экстерминаций и масштабное CGI-вторжение в финале впечатляют. С другой — упущенные возможности портят впечатление. Идея использования Далеков как охранных дронов для безопасности людей звучит мощно, но быстро сходит на нет. Как только дроны-Далеки представляют публике, они тут же становятся злодеями. Мы не видим их в роли охранных сил.
Это упущение особенно обидно, учитывая потенциал для политической сатиры. Идея, что сила, созданная для защиты, превращается в машину для убийств, могла бы стать комментарием к реальным проблемам, вроде жестокости полиции. Также мысль, что Далеки опасны даже без мутанта внутри из-за коррупции Паттерсон, мощна, но не используется. Тем не менее, вторжение армии Далеков, выходящих из корабля, — один из лучших моментов, напомнивший о «Украденной Земле» и «Конце путешествия».
Режиссура и музыка
Режиссёр Ли Хейвен Джонс отлично справляется с эпизодом. От бытовых сцен с Командой на Земле до эпичного финала в небе — всё снято с размахом. Особенно выделяются кадры на корабле Далеков, побег из тюрьмы и сцена, где Далеки заполняют ложную ТАРДИС. Но есть и промахи: два почти одинаковых кадра клонирующей фабрики Далеков зачем-то повторяют одно и то же, что кажется ошибкой монтажа.
Сегун Акинола снова радует саундтреком. Пианные версии тем Райана и Яз — находка, а электронный ремикс темы Далеков запоминается. Странно, что тема Грэма не звучит в его финальном эпизоде, а новая тема Джека из «Беглеца Джудунов» тоже не использована.